Завтра депутаты Госдумы должны рассмотреть в первом чтении законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Если законопроект будет принят, то предпринимателям, имеющим терминалы по оплате товаров и услуг, в ближайшее время придется перенастроить своих железных помощников на новую работу. Новый закон устанавливает специальные требования к автоматическим устройствам, применяемым для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица (платежные терминалы), и запрещает применять иные устройства, не являющиеся платежными терминалами. Принятие законопроекта, уверены его авторы, упорядочит платежи физических лиц, а также обеспечит их "прозрачность".
Согласно законопроекту основной правовой конструкцией, на которой основывается деятельность по приему платежей физических лиц, является договор, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием от плательщиков денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Оператор также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Сейчас граждане при использовании оплаты через терминалы и банкоматы сталкиваются с определенными проблемами. В частности, из-за отсутствия четких требований к тому, что должно быть указано на чеке, граждане не всегда могут подтвердить факт оплаты. Более того, многие терминалы вообще не выдают никаких чеков. Также порой неясен размер комиссии, который берется оператором, да и информация об операторе отсутствует.
Поэтому главное место в законопроекте, отмечают его авторы, занимают нормы, направленные на защиту прав плательщика. Например, в законопроекте предъявляются особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, в том числе содержится указание на обязательность наличия отдельных реквизитов. В частности, на чеке должна быть указана общая сумма платежа, наименование товара или работ, услуг, размер комиссии, дата и время платежа. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми.
Кроме того, законопроект возлагает на платежных агентов обязанность обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной в законопроекте информации. И в первую очередь это информация о самом операторе.
В качестве одного из условий осуществления деятельности по приему платежей физических лиц законопроект определяет обязательность использования контрольно-кассовой техники, а также соблюдение требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Предприниматели — владельцы многочисленных терминалов, тоже страдают от отсутствия специального нормативного правового регулирования данной сферы деятельности, подвергаясь различным злоупотреблениям со стороны контролирующих органов. Сложившаяся ситуация, по мнению экспертов, сдерживает развитие и применение новых технологий в данной области.
Новый законопроект как раз направлен на то, чтобы обеспечить для населения доступность товаров, работ и услуг путем регулирования деятельности по их оплате, а предпринимателям создать дополнительные условия для развития их деятельности.
Что немаловажно, в законопроекте практически нет ограничений по набору услуг, оказываемых платежными агентами. Ранее некоторые депутаты предлагали ограничить деятельность участников рынка терминалов услугами по перечислению платы за ЖКХ и электросвязь. Лицензирование этой деятельности новый законопроект пока не предлагает.
Добавить комментарий