Россию покроют сетью постаматов

Россию покроют сетью постаматов

Постаматы в России (Automated Parcel Lockers)

Число пунктов выдачи заказов вырастет в разы

Рынок постаматов в России может вырасти до 24 тыс. к 2023 году, прогнозирует Qiwi. Примерно половину этого объема может обеспечить X5 Retail Group, которая планирует покрыть постаматами все свои розничные сети. Пока развитие рынка сдерживалось экономическими факторами, но по мере роста интернет-торговли компании смогут быстрее окупать затраты на оборудование и аренду площадей под постаматы, прогнозируют эксперты.

К 2023 году число постаматов (автоматизированные пункты выдачи интернет-заказов) в России достигнет 24 тыс., а доля доставляемых через них посылок — 12% (в 2019 году — 5%), следует из прогноза аналитиков Qiwi, с которым ознакомился “Ъ”. По состоянию на конец 2018 года число постаматов в России составляло 5560, из них 1928 работали под брендом Qiwi, 1605 — PickPoint, 1031 — Ozon, 812 — «Халва» (принадлежит X5 Retail Group и Совкомбанку). Уже по итогам 2019 года число постаматов должно достигнуть 10 тыс.

Рынок постаматов схож с рынком платежных терминалов 10–12 лет назад и находится на стадии активного развития, отмечает директор по стратегии группы Qiwi Алексей Рассказов. По его оценке, в крупных магазинах будет расти доля доставок в постаматы, а доля курьерской доставки будет снижаться.

Число постаматов в последние три года растет в 2–2,5 раза год к году, подтверждают в PickPoint. По словам гендиректора компании Надежды Романовой, сейчас у PickPoint 4,2 тыс. постаматов, из которых около 2 тыс. под собственным брендом, к концу 2019 года их будет всего 7 тыс., после чего компания уже не планирует интенсивный рост.

Ozon сейчас использует сеть из 2,5 тыс. постаматов — из них около 1,8 тыс. собственных Ozon Box, остальные партнерские, сообщили в компании. До конца 2019 года планируется увеличить общее количество более чем в три раза, добавил представитель ритейлера. «И если коллеги из Qiwi считают, что к 2023 году доля посылок, доставляемых в постаматы, составит 12%, то у нас уже сейчас в ряде городов на этот канал доставки приходится около 20% посылок от общего количества заказов»,— утверждают в Ozon. Активный рост этого канала доставки, по мнению компании, связан с запросом онлайн-потребителей, многие из которых выбирают постаматы, чтобы не ждать доставку к определенному времени или не стоять в очереди в пункте выдачи.

Крупнейший производитель постаматов в России — отечественная компания Engy, уточняет партнер Data Insight Федор Вирин. Постаматы также есть в ассортименте производителя торговых аппаратов Unicum.

Рост рынка постаматов до 24 тыс. к 2023 году вполне отвечает тенденциям, считает аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев. «С учетом того что X5 Retail Group планирует оснастить практически все магазины своей сети постаматами, только это даст прирост около 14–15 тыс. штук»,— отмечает он. Для ритейлеров это инструмент привлечения дополнительного трафика в магазины, указывает он. В X5 Retail Group не ответили на запрос.

Спрос на постаматы будет расти, поскольку они решают проблему «последней мили» в доставке, однако рост их проникновения сдерживается экономическими факторами, напоминает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. «Проникновения устройств и оборота товаров электронной торговли в постаматах пока недостаточно, чтобы игроки рынка могли в полной мере окупить затраты на закупку оборудования и аренду площадей»,— считает он. Но интернет-торговля имеет потенциал роста, что позволит быстрее компенсировать затраты, добавляет господин Беспалов: в России доля онлайна в ритейле составляет около 4%, тогда как в развитых странах достигает уже 20%.

Сбербанк вышел на рынок доставки из интернет-магазинов с новыми партнерами

Совместный логистический проект Сбербанка и платформы Shiptor запустил сервис доставки посылок из интернет-магазинов. Покупатели смогут забрать их в офисах банка, число которых в рамках начального этапа ограничено тремя московскими отделениями. Сбербанк, уже присутствующий на рынке доставки через совместную компанию с «Яндексом», хочет поднять посещаемость отделений и занять место в строящейся в России логистической системе, рассуждают эксперты.

Проект Сбербанка «Сберлогистика» вместе с логистической платформой Shiptor запустил сервис для интернет-магазинов, рассказала “Ъ” представитель Shiptor. Пока забрать посылки с товаром покупатели смогут в трех столичных отделениях Сбербанка. По предварительным оценкам, доставка будет занимать один-два дня. В Сбербанке не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.

По данным Kartoteka.ru, ООО «Сберлогистика» учреждено 29 мая 2019 года структурой Сбербанка. Возглавляет проект Сергей Малышев, бывший замгендиректора «Почты России», перешедший в банк в феврале 2019 года. В рамках «Сберлогистики» Сбербанк, Shiptor, а также сеть постаматов PickPoint 19 июня 2019 года объявили о старте проекта по приему и выдаче посылок для физических лиц — также в трех отделениях Сбербанка в Москве. Сотрудничество Сбербанка и Shiptor началось еще в 2018 году, компании запустили сервис «Моя доставка» для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.

Инфраструктура для выдачи заказов — растущий рынок. По данным февральского отчета Data Insight, пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы обеспечили в 2018 году доставку 59 млн посылок в России, или 17% от их общего числа. Этот показатель вырос с 5% в 2016 году в основном за счет снижения доли собственных доставок интернет-магазинов.

Сбербанк также владеет 45% в проекте «Яндекс.Маркет» (еще 45% — у «Яндекса», 10% — у менеджмента компании), который развивает конкурирующий с Shiptor сервис «Яндекс.Доставка». «Создание новых логистических сервисов и построение инфраструктуры — один из важнейших факторов для развития электронной коммерции в России. Мы приветствуем новые проекты «Сберлогистики» и уверены, что созданный агрегатор доставки и эксперименты с пунктами выдачи помогут интернет-магазинам стать ближе к своим клиентам»,— заявил директор по логистике «Яндекс.Маркета» Павел Ярошевский.

Доля e-commerce в обороте розничной торговли — всего около 5%, и развитие логистической инфраструктуры — важный драйвер рынка, отмечает директор по развитию инфраструктуры и сети самовывоза в Ozon Григорий Орлов. «Сбербанк таким образом предлагает клиентам дополнительные сервисы и развивает экосистему — это логичный шаг для усиления позиций на рынке e-commerce. Чем больше инструментов будут предлагать крупные игроки, тем очевиднее будет потенциал онлайн-продаж для малого и среднего бизнеса и его интерес к этому каналу»,— считает он.

Сбербанк хочет строить «альтернативную «Почту России»», полагает собеседник “Ъ” на российском рынке e-commerce. По его словам, сейчас многие бизнесы, у которых есть физические помещения, смотрят в сторону ПВЗ. У Сбербанка 14 тыс. отделений, а их посещаемость начала проседать, указывает собеседник. Ранее первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин заявил «Ведомостям», что в октябре 2018 года офисы банка посетили на 8% меньше человек, чем годом ранее, а в течение трех-пяти лет поток клиентов может упасть на 30%.

Пока этот запуск Сбербанка нельзя рассматривать как проект, который окажет сильное влияние на рынок, это лишь первые шаги, указывает руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов. Сейчас в России выстраивается «логистическая метасистема», к которой Сбербанк будет постепенно подключаться — либо через «Сберлогистику», либо через «Яндекс.Маркет» и его экосистему, рассуждает эксперт.

PickPoint начала расставлять постаматы в 2010 году

PickPoint начала расставлять аппараты в ноябре 2010 года в торговых центрах. Компания также заключила контракты с сетями «Перекресток», «Билла» и «Карусель». По словам гендиректора PickPoint Надежды Романовой, в течение двух лет компания собирается установить по стране 500 постаматов. Инвестиции в сеть составят 10 млн евро и должны окупиться за два с половиной года.

Svarog Capital управляет Russian Retail Growth Fund, которому принадлежат 60% службы доставки «СПСР-экспресс». Она и довозит товар до постаматов. Загрузить товар в ячейку обойдется интернет-магазину в 170-250 руб. Директор по дистрибуции интернет-магазина Ozon.ru Михаил Гриценко считает, что услуга PickPoint должна стоить меньше, так как клиенту приходится самому забирать товар из постамата. В Ozon.ru покупатели могут заказать курьера за 199 руб. или получить товар в сети фотосалонов «Мультифото» за 129-149 руб. Но снизить цены PickPoint не в состоянии из-за солидных инвестиций в оборудование.

Представители интернет-магазинов воспринимают постаматы как дополнительную опцию. «Ставка сделана на клиентов, часто перемещающихся по городу»,— объясняет Виталий Пакутин, управляющий директор интернет-магазина Arpion.ru, сотрудничающего с PickPoint. По расчетам Пакутина, среди клиентов его магазина таковых около 5-10%.

Пока предложение Pick Point заинтересовало 16 партнеров. Среди них Wildberries, интернет-подразделения сетей re:Store и Yves Rocher. Постаматы заполнены на 10%. Чтобы достичь пиковой загрузки 80%, нужны контракты со 100 партнерами.

admin