Проект, который так и называется — «Умные остановки», был разработан
некоммерческим партнерством «Союз малых предприятий Петербурга». Как рассказал
«Фонтанке» его исполнительный директор Владимир Меньшиков, участвовать в нем
планируют более десятка фирм, входящих в партнерство. Предполагается, что в
рамках проекта городские остановки общественного транспорта будут оснащаться
целым набором современного оборудования. Во-первых, это Wi-Fi-роутер, с помощью
которого пассажиры, ожидающие автобуса, трамвая или троллейбуса, смогут выйти в
Интернет.
Во-вторых, это банкоматы и терминалы по оплате всевозможных услуг – от
мобильного телефона до коммунальной квитанции. В-третьих, проектом предусмотрен
монтаж справочного табло с информацией о маршрутах транспорта, интерактивной
картой, телефонами органов госвласти и т. д. Кроме того, табло может быть
оборудовано специальной тревожной кнопкой для вызова полиции, скорой или
МЧС.
Но и это еще не все. Предполагается, что пассажир сможет купить на остановке
билет на общественный транспорт. Для этого ее оснастят специальным аппаратом или
же включат соответствующую опцию в список услуг, которые предоставляет платежный
терминал. Напомним, что оба варианта уже тестируются городскими транспортными
предприятиями: так, «Горэлектротранс» осенью 2012 года установил в салоне
трамвая терминал компании «Новоплат», который, помимо всего прочего, выдавал еще
и билет. А «Пассажиравтотранс» в мае 2013 года объявил конкурс по выбору
подрядчика, который установит в салонах специальные автоматические устройства,
однако в итоге он был признан несостоявшимся.
Наконец, по задумке авторов проекта, «умная» остановка» должна быть также
оснащена информационным табло, на котором будет видно, когда прибудет тот или
иной вид транспорта. Отметим, что о возможности монтажа таких табло Смольный
говорит уже давно: планируется, что они будут получать данные от спутниковых
ГЛОНАСС-навигаторов, установленных на автобусах «Пассажиравтотранса» и
электрическом транспорте «Горэлектротранса», а затем транслировать их
пассажирам.
Весной 2013 года Союз малых предприятий представил свой проект профильному
смольнинскому комитету по развитию предпринимательства. Как рассказал «Фонтанке»
глава ведомства Эльгиз Качаев, инвестор предложил установить все оборудование за
свой счет и в течение 5 лет отвечать за обслуживание остановки, получая прибыль
за счет терминалов и банкоматов. Смольный, со своей стороны, не несет никаких
затрат, а остановки передаются на баланс соответствующих служб по истечении
определенного времени, например – через пять лет.
Как говорит Эльгиз Качаев, проект был поддержан комитетом. В настоящее время
он проходит согласование в различных инстанциях – от КУГИ до комитета по
благоустройству, который отвечает за содержание остановок. В профильном комитете
по транспорту, в свою очередь, недавно подготовили изменения в закон Петербурга,
регламентирующий установку нестационарных объектов торговли на земельных
участках, находящихся в собственности Петербурга. Если они будут утверждены
губернатором Георгием Полтавченко, то в списке объектов, помимо газетных киосков
или новогодних базаров, появится остановка, оборудованная автоматами по продаже
билетов, банкоматами и табло с информацией о прибывающем транспорте.
Как говорят в Союзе малых предприятий, всего на первом этапе проекта
планируется поставить около 100 «умных» остановок, а первая может появиться уже
к осени. Авторы идеи планируют монтировать их в первую очередь в спальных
районах, вблизи оживленных перекрестов. Для защиты от вандалов на остановке
появится система видеонаблюдения.
Стоимость одной такой остановки авторы проекта не раскрывают, заметив, что
это зависит от того, какое именно оборудование в итоге будет устанавливаться, то
есть, например, только банкомат или же еще и терминал на оплату услуг. Однако
подсчитать ее не так сложно. Как говорит директор информационно-аналитического
агентства Telecom Daily Денис Кусков, стоимость терминала варьируется от 90 до
120 тысяч рублей, покупка и установка Wi-Fi-роутера, которого будет достаточно
для обслуживания остановки, обойдется в 10 тысяч рублей. Банкомат может стоить
около 200 тысяч. Что касается информационных табло, то, например, аналогичные
устройства, которые работают в петербургской подземке, обошлись бюджету в 400
тысяч рублей. Наконец, сама остановка из антивандальных материалов, по оценке
Владимира Меньшикова, обойдется в 80 тысяч рублей.
Таким образом, полный набор оборудования вместе со всеми монтажными работами
обойдется почти в 1 млн рублей. Как указывает Денис Кусков, для того чтобы
вернуть инвестиции за счет работы терминалов, инвестору придется установить
высокий процент за провод платежей. При этом банкоматы, по оценке эксперта,
будут пользоваться меньшей популярностью, так как граждане не любят снимать
наличные при большом скоплении людей.
Эксперты вообще оценивают идею
неоднозначно. Как говорит главный редактор портала IP-News Алексей Леонтьев,
остановки, оснащенные дополнительным оборудованием, есть во всем мире — во
многих странах можно узнать, когда прибудет следующий автобус. Однако он не
совсем понимает, зачем смешивать так много услуг в одном месте.
Отметим, что подобные проекты уже реализуются и в России: так, в Москве зимой
2013 года несколько павильонов ожидания общественного транспорта оснастили
справочными табло с сенсорными экранами. А год назад компания «ГЛОНАСС
Северо-Запад» сообщала об намерении поставить во Всеволожске остановку,
оснащенную справочным табло и автоматом по продаже билетов. Однако, как сообщили
в компании, проект так и не был реализован из-за необходимости получать
многочисленные согласования. Не исключено, что теперь компания попробует
поставить их в Петербурге, благо соответствующий пункт в городском
законодательстве появился.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
Источник:
Добавить комментарий