Запредельно высоким назвала Ассоциация российских банков количество наличных денег, находящихся в обращении. «В случае снижения доли наличных денег до уровня сопоставимых по рейтингам развивающихся экономик – 14–18% – национальная банковская система способна получить дополнительных ресурсов в размере 2,2–2,5 трлн. руб. в виде депозитов до востребования, – говорится в докладе ассоциации. – Очевидные выгоды получат также бюджеты государства и регионов». Аналитики АРБ отдельно отмечают, что в развитых странах доля наличности, находящейся в обороте, составляет 8–11%.
АРБ предлагает несколько путей для стимуляции развития безналичных платежей в России. В частности, банкиры считают необходимым разрешить банкам повысить комиссии за обработку наличных платежей. Кроме того, в АРБ уверены, что «безналичные отношения» станут выгодными, если позволить компаниям и кредитным учреждениям, инвестирующим в инфраструктуру по приему безналичных платежей, получать налоговые вычеты. Инициаторы предлагают предоставлять на первоначальном этапе внедрения платежных карт специальную скидку, если платеж совершается с использованием банковской карты, а не наличными деньгами. Скидка может выражаться, к примеру, в пониженном НДС.
Напомним, что в январе законодательным ограничением наличных расчетов озаботился также Минфин. В ведомстве провозгласили, что все крупные покупки, выплата зарплаты в том числе, должны совершаться в безналичной форме, поскольку это позволит сократить издержки и сделать финансовые потоки более прозрачными. По данным министерства, доля наличных денег в России составляет 25% от общей денежной массы, в то время как этот показатель в развивающихся странах составляет около 15%, а в развитых – 7–10%. Кроме того, согласно статистике Минфина, объем наличной денежной массы в России составляет 11,9% ВВП, тогда как в США – 6,6%, а в Мексике и Бразилии еще меньше – 5,3 и 4,2% соответственно. Такое количество «нала» только способствует росту теневой экономики в стране.
Безналичные платежи пока не столь популярны, так как развитие рынка финансовых услуг в России еще на более низком уровне, как и «проникновение» интернет-технологий в дома (если не брать во внимание крупнейшие города), отмечает начальник аналитического отдела «ТКБ Капитал» Мария Кальварская. «При внедрении мер, предлагаемых АРБ, должны учитываться условия, в которых функционируют банки, – объяснила «НИ» эксперт. – Нужно будет учитывать в первую очередь региональный фактор. Это должен быть плавный переход, резкий переход к безналичным операциям невозможен».
Вызывает сомнения экономистов и уверенность Минфина в том, что сокращение наличных платежей будет способствовать прозрачности финансовых потоков. «Особую опасность представляют бесконтактные электронные платежи, – рассказал «НИ» депутат и бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев. – Во-первых, это кормушка для финансовых мошенников. Во-вторых, такая форма расчетов открывает двери нелегальной торговле, например наркотиками».
90% всех совершаемых операций с банковскими картами составляет лишь одна услуга – снятие денег с банкомата, напоминает директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. По мнению эксперта, АРБ, пытаясь решить одну проблему, забывает или игнорирует существование другой, более важной. «Например, мало кто задавался вопросом, что зарплатные счета – это бесплатные для банков средства, – говорит г-н Солодков. – Почему зарплата, которую, между прочим, привязали или навязали к счету определенного банка, падает на расчетный счет, а не на сберегательный, например. Будь у российского работника выбор между расчетным и сберегательным счетами, появился бы стимул оперировать безналичными услугами, были бы востребованы и услуги электронных платежных терминалов». Аналитик подчеркивает, что банки в данном случае преследуют только краткосрочные интересы, лишая себя в долгосрочной перспективе ресурсной базы.
Добавить комментарий