В течение этой недели жители столицы стали замечать исчезновение платежных терминалов рядом с некоторыми станциями метро. Факт демонтажа терминалов на улицах подтвердил GZT.RU председатель совета Национальной ассоциации участников рынка электронных платежей (НАУРЭП) Александр Широковских-Смирнов.
«В настоящее время терминалы, установленные недалеко от метро, подвергаются акциям вандализма со стороны администрации города,— заявил глава ассоциации, ссылаясь на информацию, полученную от предпринимателей, с которыми он знаком лично.— Местные администрации демонтируют терминалы, не связываясь с их владельцами, и увозят в неизвестном направлении. Владельцам терминалов не удается найти их после демонтажа».
По информации главы НАУРЭП, демонтаж происходит по всей Москве. Речь идет уже о десятках терминалов, но не исключено, что демонтированных аппаратов много больше. Между тем аппараты вывозятся вместе с деньгами, полученными от плательщиков за те или иные услуги. «Деньги этих плательщиков исчезают точно так же с терминалами», — рассказал Смирнов.
«Действия властей, когда собственность демонтируют без решения суда, без объяснений с владельцами — незаконны,— возмущается он.— По Конституции никто не имеет права без судебного решения лишать права владения собственностью».
Выкорчевывают ломами
«Практически все терминалы в районе 25–50 метров вокруг метро снесены и увезены местными управами»,— утверждает в интервью GZT.RU предприниматель, которому принадлежит несколько уличных терминалов в разных районах Москвы. Один из них, прикрепленный к цветочному киоску, в ночь на 6 ноября также исчез. «В 9 часов вечера я приезжал на это место, терминал был на месте, а наутро он исчез,— рассказывает бизнесмен.— Я пошел в управу, но там меня развернули — сказали, что такими вещами не занимаются и посоветовали обратиться в милицию. Я так и сделал, было возбуждено уголовное дело. После чего я сам несколько дней безуспешно искал терминал».
Но когда предприниматель пообщался с продавцами палатки, которые присутствовали при демонтаже терминала, ему рассказали, что сделали это все же люди из управы, причем те самые, которые постоянно покупали в этом киоске цветы. Выяснилось, что процесс демонтажа выглядел так: «Отключили электричество, пригнали трактор и с помощью дворников-гастарбайтеров ломами „отковыряли“ терминал от палатки, разбив на нем дорогое сенсорное стекло».
Узнав об этом, предприниматель снова пошел в управу и стал требовать свой терминал. «В управе упирались и настаивали, что ничего не знают, и даже предложили посмотреть склад, куда свозились демонтированные киоски. Я съездил туда и действительно не нашел терминал. Но когда вернулся в управу, потопал ногами и помахал документами, после чего мне его все-таки вернули— причем оказался он на том же складе с палатками, весь покореженный и побитый. А другим владельцам, с которыми я общался, снятые терминалы так и не вернули».
Предприниматели недоумевают, почему демонтаж происходил таким образом, ведь на каждом аппарате написан телефон и имя владельца.
Кто здесь хозяин
Кампания по сносу киосков и ларьков около станций московского метро началась после того, как мэр столицы Сергей Собянин 30 октября уволил глав Пресненского и Тверского районов, возмутившись, что с ведома этих чиновников около станций метро «Белорусская» и «Улица 1905 года» разместилось слишком много торговых палаток и лотков. Он обратил внимание на то, что они мешают проходу москвичей и проезду транспорта. После этих замечаний 3 ноября в столице начался массовый снос киосков, расположенных около станций метро.
Однако не все участники рынка склонны связывать демонтаж терминалов, последовавший за сносом киосков, с инициативами нового мэра. Как рассказал GZT.RU один из предпринимателей, изначально аренду за терминалы собирали городские управы, установив высокие расценки. Однако со временем многие предприниматели стали получать разрешения у правительства Москвы — это было дешевле, а кроме того, через мэрию было проще получить для терминалов «хлебные» места (в основном у станций метро). Таким образом управы стали лишаться дохода. «Фактически нынешняя война ведется не новым мэром, а самими управами против тех людей, которые им не платят, — говорит собеседник GZT.RU.— Причем война ведется под прикрытием борьбы с киосками».
«Сносом терминалов люди из управ разобрались с теми, кто им не платил, — резюмирует предприниматель. — Теперь понятно, что они все-таки хозяева, и им надо платить».
Магазины зачистят?
По некоторым сведениям, под угрозой оказались и терминалы, установленные в магазинах. К примеру, в одном из гастрономов Пресненского района, отвечая на вопрос корреспондента GZT.RU о причинах трехдневного отключения платежного терминала, сотрудники магазина ответили, что аппарат скоро будет демонтирован. По их словам, терминалы убирают из магазинов, торговых центров и с улиц по некому распоряжению местных властей, согласно которому единственным разрешенным местом для них скоро станут салоны сотовой связи.
Официально существование такого распоряжения не подтверждается. Пресс-секретарь префектуры ЦАО Августин Северин рассказал GZT.RU, что в настоящее время идет очистка тротуаров и проезжей части, откуда на этой неделе начали активно убирать торговые палатки. «Действительно, с улично-дорожной сети вывозятся терминалы, которые стояли в пределах „красных линий“. По правилам там не должно стоять подобных объектов»,— сказал г-н Северин.
На основании каких документов это делается, в пресс-службе ЦАО уточнить не смогли, но пояснили, что вопрос о демонтаже решается на уровне управ.
В то же время магазины и торговые центры к этому никакого отношения не имеют, уверяет чиновник.
Глава НАУРЭП Александр Широковских-Смирнов тоже не знает о фактах демонтажа в магазинах, однако рассказывает, что, согласно слухам, власти готовят масштабную волну проверок терминалов, установленных в помещениях, что также может обернуться «чисткой».
Сети сотовых салонов ничего не знают о том, что им может перепасть столь крупная привилегия. «С улиц Москвы действительно убирают терминалы, но о том, что они будут теперь разрешены лишь в салонах сотовой связи,— такой информации у нас нет»,— сказали GZT.RU в компании «Связной». Не знают об этом и в «Евросети».
Предприниматели боятся
В настоящее время НАУРЭП собирает информацию о демонтированных терминалах, однако процесс затрудняется спецификой рынка: как правило, владельцы терминалов— мелкие предприниматели (их называют агентами), которые покупают аппараты и пользуются ими на условиях контракта с банками или платежными системами (QIWI, CyberPay и других). По словам Широковских-Смирнова, многие из них, «наученные российской действительностью, предпочитают молча принимать то, что с ними делают», и не делают самостоятельных шагов для защиты своего бизнеса.
Александр Широковских-Смирнов знает также о намерениях вывозить и те терминалы, которые установлены в подземных переходах.
Участвуйте в конкурсе
«У нас есть информация от наших агентов о том, что в Москве демонтируются или отключаются платежные терминалы,— рассказали GZT.RU в компании QIWI.— Причем демонтажу подвергаются по большей части те терминалы, которые были установлены в торговых ларьках, ликвидированных постановлением правительства Москвы». В то же время в компании утверждают, что владельцы отключенных терминалов получают уведомления о необходимости выиграть тендер на установку, который проводится управами города Москвы.
В то же время в компании «Элекснет», которая сама управляет своими терминалами, заявили GZT.RU, что ее терминалы демонтажу со стороны местных властей не подвергались. В платежной сети CyberPay также заверили, что ни один из агентов их платежной системы пока не обращался с подобными жалобами.
По данным участников рынка, в Москве установлено около 20 тыс. платежных терминалов.
Собственности лишают
По словам Августина Северина из пресс-службы ЦАО, владельцы терминалов извещаются о грядущем демонтаже, после чего аппараты опечатываются. Информацию о том, что терминалы увозятся в неизвестном направлении вместе с деньгами, он назвал «странной». «Не думаю, что владельцы терминалов — такие бедные и несчастные, и действительно не могут защитить свою собственность»,— сказал он.
Тем не менее, по словам главы НАУРЭП Александра Широковских-Смирнова, каждый владелец терминала несет весомый ущерб. Кроме стоимости самого терминала (около $3 тыс.), он теряет деньги, которые находятся внутри (примерно $2–6 тыс.), плюс плата за аренду, затраты за потребление энергии и другие издержки. «Это большие деньги. Каждый такой снесенный терминал— это сильный удар по бюджету семьи владельца терминала. От этого страдают и его дети, и его работники. Забирают собственность без решения суда — где это видано?»,— возмущается Широковских-Смирнов.
Добавить комментарий