Платежная система Quickpay обратилась к президенту Медведеву с открытым письмом, в котором просит пересмотреть положения законопроекта, регламентирующего прием платежей от физических лиц. Создатели нового закона надеются, что он сделает рынок более регулируемым и прозрачным. Противники проекта полагают: его вступление в силу сделает бизнес мелких платежных систем неконкурентоспособным, что вынудит их уйти с рынка.
Quickpay, один из крупных игроков на рынке платежных терминалов, направила Дмитрию Медведеву открытое письмо. В нем подвергнуты критике отдельные положения законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Напомним, что его активное обсуждение ведется уже многие месяцы, а 1 октября он был принят Госдумой в первом чтении. Также его поддержали представители президента и правительства в Госдуме, Общественная палата РФ, Союз участников потребительского рынка.
Основная идея законотворцев состоит в том, чтобы упорядочить рынок приема платежей и обеспечить соблюдение прав потребителей. Например, новый закон предлагает установить специальные требования к устройству платежных терминалов, чтобы клиенты могли получать «правильные» чеки о проведении оплаты — сейчас это происходит не всегда. Предполагается размещение более полной информации об операторе услуг, использование специальной контрольно-кассовой техники и так далее. Кстати, ограничения по набору услуг, которые можно оплатить через терминал, законопроект не предусматривает.
С самого начала проект закона имел как множество сторонников, так и противников. Например, в Quickpay полагают, что цель создания прозрачности в работе платежных систем благородна, но закон «не соблюдает баланса между открытостью и самой возможностью работать». «Законопроект потенциально лишает малых предпринимателей будущего в этом сегменте рынка. И это происходит на фоне сегодняшних инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса», — говорится в открытом письме компании. Кому действительно придется на руку законодательная инициатива, так это монополистам, считают в Quickpay.
[Терминальщики написали Медведеву, что при новом законе они рискуют не выжить]
Терминальщики написали Медведеву, что при новом законе они рискуют не выжить
Доводы Quickpay в основном касаются новых требований к работе платежных агентов, которые для большинства из них могут оказаться заградительными. Например, требование установить фискальный регистратор для многих невыполнимо: его цена составляет половину стоимости терминала и не по карману 90% малых предпринимателей, особенно сельских. Кроме того, согласно законопроекту, обязательства агента должны быть обеспечены финансово банковской гарантией либо договором страхования в размере 5 млн. рублей. Есть опасения, что банки или страховые организации откажутся заключать договор с дилерами, у которых небольшой оборот (не более 100 тысяч рублей).
Генеральный директор Quickpay Александр Шульженко рассказал CNews, что сейчас на российском рынке работают до 10 тыс. таких небольших платежных сетей (до 30 терминалов), их совокупная доля на рынке — порядка 70%. В 2007 г., по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), годовой оборот рынка платежных терминалов оценивался в $15,5 млрд.
Александр Шульженко считает, что сегодня этот рынок представляет собой пример практически совершенной конкуренции: «как в учебниках по экономике». «Наш бизнес жив и успешен, пока работают наши агенты. Мы обязаны добиться для них выгодных условий, тем более, что это и вопрос развития российской экономики в целом», — заявил он. Однако, в случае если закон будет-таки пролоббирован заинтересованными сторонами, например, банками, на рынке смогут выжить только крупные игроки.
Рацпредложение Quickpay состоит в том, чтобы контролировать не агентов, а сверху стоящее звено — сами платежные системы, что легче и дешевле, поскольку их — десятки, а владельцев терминалов — десятки тысяч.
Исход сложившейся ситуации пока прогнозировать сложно. Генеральный директор «Унисенсор» Константин Сивцов, например, называет предложение «фискализировать» сами платежные системы — «утопичным». По его словам, теоретически это возможно, но на практике вряд ли осуществимо: слишком сложно для контроля со стороны налоговых органов, нет нормативно-правовой базы, нет технического органа, который бы разработал технические требования такой «фискализации». В законопроекте есть ряд «узких мест», говорит Сивцов, например, требование вести отдельные журналы на каждый фискальный регистратор, будут сложности и с регистрацией в налоговых органах и так далее.
Тем не менее, он считает, что «закон давно назрел». Незаконная продажа наличной выручки из некоторых сетей терминалов ставит под угрозу само существование сетей, которые этим не занимаются. Из этих средств платятся «в черную» — аренда, зарплата, бонусы и так далее, кроме того, компании уходят от налогов, рассказал Сивцов. «Имея четкий фискальный учет всей наличной выручки, такими вещами невозможно будет заниматься», — резюмировал он.
Напомним, что председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким также неоднократно выступал в защиту закона и заявлял, что он «защищает права потребителей, как в широком, так и в узком смысле».
Добавить комментарий