Комментарии к законопроекту «О национальной платежной системе»

Комментарии к законопроекту «О национальной платежной системе»

Правительство внесло в Госдуму законопроект «О национальной платежной системе». Документ, который призван навести порядок в сфере электронных денег и урегулировать отношения всех ее участников, готовился правительством более двух лет.

Окончательная версия законопроекта намного либеральнее прежних.

До последнего Минфин настаивал на обязательной идентификации физического лица при открытии «электронного кошелька».

Но в последней версии законопроекта ведомство все же пошло на уступку операторам электронных денег и вычеркнуло этот пункт: операторы смогли убедить Минфин, что подобная мера убьет рынок. Теперь пользователь «электронного кошелька» должен будет прийти в компанию, занимающуюся электронными деньгами, и предъявить паспорт для идентификации лишь в том случае, если сумма его платежа превышает 15 тысяч рублей или если у оператора возникли подозрения в отмывании денег. При этом объем максимальной трансакции ограничен 100 000 рублей. Кроме этого Минфин раздумал требовать от операторов электронных денег получения статуса кредитной организации, добавив при этом обязательство, что их чистые активы должны быть не менее 10 млн рублей. При этом уставный капитал не может быть менее 18 млн. рублей. Разрешен и другой острый спор: новый законопроект закрепляет возможность расчетов электронными деньгами без открытия банковского счета.

На защиту прав потребителей направлено и следующее требование: в каждом месте осуществления операций, в том числе через терминалы и банкоматы, гражданам должна предоставляться информация о размере вознаграждения, уплачиваемого за перевод денежных средств, способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, номерах контактных телефонов оператора по переводу денежных средств.

Причем с информацией этой клиент должен иметь возможность ознакомиться до совершения операции.

В случаях несвоевременного зачисления на банковский счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком с банковского счета, а также невыполнения указаний клиента банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего кодекса.

Участники рынка, уставшие бороться с жесткостью законопроекта, нынешнюю редакцию оценивают положительно. «Наконец-то в сфере платежей все отстраивается и налаживается с точки зрения законодательства», — говорит президент «Киви» Андрей Романенко. По его словам, особенно важно то, что теперь эмитенты электронных денег должны будут иметь лицензии.

«С учетом компромисса, найденного между ЦБ и Минфином, в целом законопроект мы оцениваем положительно», — соглашается президент Ассоциации региональных банков Александр Мурычев.

«Отрасль, которая ранее развивалась стихийно, теперь будет поставлена под надзор государственных органов и в рамки, которые государство считает необходимыми», — добавляет председатель правления Флексинвест-банка Марина Мишурис. Но вот окажутся ли от этого в выгоде потребители — совсем не очевидно, говорит банкир: «Наличие регламентации и надзора не является синонимом удешевления услуг или повышения их качества. Скорее, можно предположить обратное:

наличие надзорных органов и их требований, проверок и т. п. потребует от участников рынка дополнительных расходов, что неминуемо отразится на стоимости услуг для конечного потребителя».
Но в долгосрочной перспективе выигрыш все же будет, признает Мишурис, напоминая, что главная цель законопроекта — поставить еще один канал для финансовых потоков под контроль с целью предотвращения использования его в целях «отмывания» средств или иных подобных операций.

Но вопросы к документу у участников рынка все же остаются. «Задача законопроекта — создать Национальную платежную систему, которая могла бы успешно конкурировать с западными на российском и в перспективе международном рынке. А в итоге получается наоборот», — говорит председатель совета ассоциации «Электронные деньги» (АЭД) Виктор Достов.

Американские, европейские, азиатские платежные системы приходят в Россию и работают по законодательству своих стран — более либеральному,
сетует эксперт: например, Paypal пришел в Россию и играет по более мягким правилам, нежели это сказано в НПС — соответственно, у него конкурентное преимущество. «Этой ситуации нам хотелось бы избежать», — говорит Достов.

Кроме этого, по словам генерального директора платежной системы Яндекс.Деньги Евгении Завалишиной, негативным моментом является то, что с учетом ужесточения требований по финансовой достаточности на рынок не смогут войти «небольшие компании». Однако в том, что текущие игроки с нововведениями справятся, она не сомневается.

«Также мы считаем неправомерным ограничение максимальной суммы трансакции 100 тысячами рублей», — говорит пресс-секретарь WebMoney Transfer Ксения Великина. По ее словам, это «ущемление электронных денег по сравнению с другими признанными Гражданским кодексом формами расчетов». Для сравнения, в международной практике приняты ограничения на уровне 10 тысяч евро или $10 тысяч. «Ведь, если клиент полностью идентифицирован, почему ему должно быть менее удобно платить электронными деньгами, чем наличными, платежным поручением, чеком или денежным переводом?» — недоумевает Великина.

admin